Святитель Феофан Затворник время поста считал «врачеванием душ, баней для омывания всего ветхого, невзрачного, грязноватого». Смысл поста не в отказе от белковой и жирной пищи, не в похудении. Великий пост – время внутреннего смирения, очищения, поиска ответа – ТАК ЛИ ЖИВУ Я.
На что, прежде всего, должен обратить каждый человек так это — примирение со своими обидчиками. В чём значение простить обиды, недоразумения, неприязнь? Получив прощение, мы испытаем облегчение, освободившись от ненужного груза обид. Человек, сказавший «прости», пусть и не до конца простив, например, родственника, всё равно делает шаг к очищению души. Он хотя бы задумывается над этим. И как знать, может сегодня так, а в будущем прощение будет полным и искренним.
Сорок дней и даются человеку, чтобы он пребывал в состоянии смирения, спокойствия, следил за сохранением мира душевного. А в период поста, искушения только возрастают. Но не следует забывать, что можно и замечание сделать, но чтобы в душе не было черни, злости, раздражения. Умерить суету, но суету пустую, отнимающую наши физические и душевные силы. Если хлопотные дела богоугодны, это созидательный момент. Можно пролежать весь вечер на диване, а можно с детьми покататься с горки, погулять на свежем воздухе, почитать хорошую душеспасительную книгу, уделить время родителям, навестить кого-то в больнице, утешить кому плохо, не забыть заключенных в темнице, пожалеть измученных. Счастливы будем и мы, ещё счастливее – наши близкие, к кому мы прониклись вниманием.
Не так трудно: ограничить походы по гостям, увеселительным мероприятиям. Настройте себя на добрые дела, на добрые поступки, задайтесь целью — делать одно доброе дело в день, пусть маленькое, но доброе. Один хороший священник говорит: «Никто не способен сделать всё и сразу. Этого и не надо. Работайте над собой потихонечку, постепенно.»
Если строгий пост не по силам, то сделайте это частично, хотя бы отказавшись от мяса. Или зная за собой грех сквернословия, воздержитесь от него. Любители сладостей — лишите себя их на время поста. Просто начните это делать, прилагайте усилия и Бог будет помогать, видя доброе намерение. Сколько радости душевной доставляет небольшая победа над собой, над своими грехами. Главное – почувствовать стремление души к очищению.
Многим священникам часто задают вопрос, что есть люди, которым пост противопоказан. На такой вопрос чаще всего звучит ответ – таким людям надо есть, вкушать как обычно. Это — больные, которым необходимо питаться, дети, чей растущий организм требует полноценной белковой и углеводной пищи, занятые тяжёлым физическим трудом. Но для них духовники обычно накладывают духовный пост по силам. Кому поклоны, кому-то воздержаться от курения или алкоголя и т.д., но приложить свои старания ради Христа все-таки придется.
Один батюшка поделился как-то своими наблюдениями: «Воскресный день. Проходит Богослужение. Потом православные подходят к причастию. Благодатно смотреть на их просветлённые лица, доброту, которой наполнены глаза». Вроде не так много сказал, а потрудиться стоит ради этого просветления, ради той доброты, которой наполняется каждый, кто приложил к этому хоть какие-то усилия. Усердие и трудолюбие во всём и всем необходимо. Ничего даром не даётся. Время поста — есть труд, прежде всего, над собой, усмирение гордыни. И тем радостнее будет встреча Рождества Христова, если и мы постарались для этой встречи.
Пост — это прежде всего духовное упражнение, это — наша малая жертва Богу. И у каждого она своя не надо забывать про это!!! Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради своего ребенка, близких нам людей мы готовы на любые жертвы. Пост — такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим. Жертва Богу — дух сокрушенный (Пс. 50, 19). Суть поста в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. В этом смысле и говорит преподобный Исаия Отшельник: «Душевный пост состоит в отвержении попечений». Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души.
«Видишь ли, что делает пост, — пишет святитель Афанасий Великий: — болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым».
Просмотров (929)